НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
17/02/2014
О применении положений пункта 6 статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации в части самостоятельной корректировки сумм НДФЛ
Федеральная налоговая служба в целях реализации в ходе декларационной кампании положений пункта 6 статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) сообщает следующее. В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 105.3 Кодекса, вступившей в силу с 01.01.2012, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном главой 14.5 Кодекса, проверяется полнота исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в соответствии со статьёй 227 Кодекса. Пунктом 1 статьи 227 Кодекса установлено, что исчисление и уплату НДФЛ в соответствии с данной статьёй производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой. Согласно пункту 6 статьи 105.3 Кодекса, вступившей в силу с 01.01.2012, в случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со статьёй 227 Кодекса, одновременно с представлением налоговой декларации по НДФЛ налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов по истечении календарного года. На основании изложенного до разработки новой формы налоговой декларации по НДФЛ (далее – Декларация) и порядка её заполнения (далее – Порядок), учитывающих указанные положения Кодекса, налогоплательщикам рекомендуется при заполнении Декларации по действующей в настоящее время форме, утверждённой Приказом ФНС России от 10.11.2011 №ММВ-7-3/760@, по строкам Листа В отражать соответствующие скорректированные суммы. Кроме того, одновременно с представлением Декларации рекомендуется направлять в налоговый орган пояснительную записку с указанием в ней сведений о контролируемых сделках, по которым суммы доходов и расходов для целей налогообложения исчислены налогоплательщиком с применением положений пункта 6 статьи 105.3 Кодекса (номер и дата договора, цену сделки, указанную в договоре, цену сделки для целей налогообложения, сведения об участниках сделки, а именно: ИНН, наименование организации или индивидуального предпринимателя) и иную значимую, по мнению налогоплательщика, информацию. Информация, отражаемая в пояснительной записке, необходима для разграничения предмета контроля между ФНС России и её территориальными налоговыми органами, а также позволит сократить объём переписки между налогоплательщиком и налоговым органом. Доведите настоящее письмо до сведения нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков. Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса Д.В. Егоров
17/02/2014
По вопросу обложения НДФЛ единовременной компенсации за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности, выплачиваемой работникам, занятым в организациях, осуществляющих добычу угля (сланца)
Федеральная налоговая служба в дополнение к письму ФНС России от 16.05.2012 № ЕД-4-3/8057@ направляет для сведения письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 27.08.2012 № 03-4-08/6-277. Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов. Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса С.Н. Андрющенко Приложение 1. (письмо ФНС России (запрос в Минфин России) от 01.08.2012 № ЕД-4-3/12752)) Федеральная налоговая служба по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм единовременной выплаты компенсации за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности, выплачиваемой в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением по угольной промышленности Российской Федерации на 2010-2012 годы в счет возмещения морального вреда, сообщает следующее. В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. Согласно письму Департамента налоговой и таможенно-тарифной Минфина России от 02.04.2012 № 03-03-10/32 выплата работникам, утратившим профессиональную трудоспособность, Федеральным законом № 81-Ф3 «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» не предусмотрена, а Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации, которым предусмотрена выплата единовременной компенсации за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности, не относится к законодательству Российской Федерации, компенсация, выплачиваемая из расчета не менее 20 процентов среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности работникам, утратившим профессиональную трудоспособность, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. Кроме того, из указанного письма следует, что в настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона № 514481-5 «О внесении изменений в статью 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий введение в статью 217 Кодекса нового пункта 31, устанавливающего освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц сумм единовременных и ежемесячных компенсаций работникам, утратившим профессиональную трудоспособность, установленных отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключенными на федеральном уровне социального партнерства и зарегистрированными в установленном порядке. Вместе с тем Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 01.11.2011 № 6341/11 признал, что единовременные пособия, выплаченные организацией в соответствии с отраслевым соглашением и коллективным договором работникам, получившим повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, являются компенсационными выплатами, осуществляемыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и не подлежащими налогообложению в силу пункта 3 статьи 217 Кодекса. Учитывая изложенное, по мнению ФНС России, до внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться арбитражной практикой, предусматривающей освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц указанных выплат. В этой связи, просим высказать мнение Министерства финансов Российской Федерации по поставленному вопросу в целях доведения вышеизложенной позиции до территориальных налоговых органов. Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Д.В. Егоров
17/02/2014
Письмо по вопросу заполнения налоговыми агентами Справок формы 2-НДФЛ
Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами от налоговых органов и налоговых агентов по вопросу заполнения Справки о доходах физического лица за 20__ год (далее – Справка) сообщает. При оформлении Справки по итогам 2011 года возникает ситуация, когда в Справке значения строк 5.3 «Сумма налога исчисленная» и 5.4 «Сумма налога удержанная» не будут равны значению строки 5.5 «Сумма налога перечисленного». Например, работник исполнял трудовые обязанности в организации с января по декабрь месяц 2011 года, получая ежемесячную заработную плату в размере 10 000 рублей. Выплата заработной платы, а также перечисление налога, осуществлялось 5 числа, каждого месяца, следующего за отчетным периодом. Возникает вопрос о том, какое значение необходимо указывать в строке 5.5 «Сумма налога перечисленного» Справки о доходах физического лица за 2011 год? Налоговые агенты в соответствии с пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме № 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20__ год», форматам и в порядке, которые утверждены приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@ (с учетом изменений, внесенных приказом ФНС России от 06.12.2012 № ММВ-7-3/909@). Согласно разделу I Рекомендаций по заполнению формы 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20_ год» (Приложение к форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@) форма Справки заполняется на основании данных учета доходов, выплаченных физическим лицам налоговым агентом, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. В соответствии с пунктом 2 статьи 223 Кодекса при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). Налоговые агенты согласно пункту 4 статьи 226 Кодекса обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Согласно пункту 6 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. Следовательно, если заработная плата за декабрь месяц 2011 года начислена работникам и выплачена в январе месяце 2012 года (например, выплата зарплаты осуществляется 5 числа каждого месяца), то при заполнении раздела 3 «Доходы, облагаемые по ставке ___%» Справки должны быть отражены все доходы, начисленные и выплаченные работнику за выполнение трудовых обязанностей, в том числе доходы за декабрь месяц, выплаченные в январе месяце. При этом в строке 5.5 «Сумма налога перечисленного» Справки указывается сумма налога, перечисленного за налоговый период, включая сумму налога, перечисленного за декабрь месяц в январе месяце. Указанная позиция согласована с Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Министерством финансов Российской Федерации. Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов. Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Д.В. Егоров
17/02/2014
Освобождаются ли от обложения НДФЛ доходы физических лиц от продажи продукции пчеловодства, учитывая изменения, внесенные в статью 217 НК РФ Федеральным законом № 147 от 21.06.2011?
Федеральная налоговая служба в отношении освобождения от обложения НДФЛ доходов от продажи продукции пчеловодства сообщает следующее. Согласно пункту 13 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде). Доходы, указанные в абзаце первом настоящего пункта, освобождаются от налогообложения при одновременном соблюдении следующих условий: если общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"; если ведение налогоплательщиком личного подсобного хозяйства на указанных участках осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников. Для освобождения от налогообложения доходов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщик представляет документ, выданный соответствующим органом местного самоуправления, правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, подтверждающий, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем (принадлежащих) ему или членам его семьи земельном участке (участках), используемом (используемых) для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества, с указанием сведений о размере общей площади земельного участка (участков). В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 № 301 (с изменениями от 24.05.2011 № 79-ст) продукция животноводства (код 98 000 3) включает в себя, в частности, продукцию пчеловодства (код 98 8000 5). Учитывая изложенное, доходы физического лица, получаемые им от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах продукции пчеловодства, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц при соблюдении условий, определенных пунктом 13 статьи 217 Кодекса.
17/02/2014
О порядке возврата сумм удержанного НДФЛ в случае приобретения сотрудником организации статуса налогового резидента Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба направляет для сведения письмо Департамента налоговой и таможенно - тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 12.08.2011 № 03-04-08/4-146 по вопросу возврата сумм удержанного налога на доходы физических лиц в связи с изменением налогового статуса сотрудника организации. Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов. Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Д.В.ЕГОРОВ Приложение ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12.08.2011 № 03-04-08/4-146 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу возврата сумм удержанного налога на доходы физических лиц в связи с изменением налогового статуса сотрудника организации и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. В соответствии с п. 1.1 ст. 231 Кодекса, положения которого вступили в силу с 1 января 2011 г., возврат суммы налога на доходы физических лиц налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном ст. 78 Кодекса. Таким образом, в соответствии с п. 1.1 ст. 231 Кодекса в случае приобретения сотрудником организации статуса налогового резидента Российской Федерации возврат суммы налога производится по итогу налогового периода налоговым органом. Вместе с тем, если в течение налогового периода работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть физическое лицо находится в Российской Федерации более 183 дней в текущем налоговом периоде), все суммы вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала налогового периода, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов. В таких случаях работодателям - налоговым агентам следует руководствоваться положениями п. 3 ст. 226 Кодекса, согласно которым исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Таким образом, начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в Российском Федерации в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы налога, удержанные налоговым агентом с его доходов до получения им статуса налогового резидента по ставке 30 процентов, подлежат зачету налоговым агентом при определении налоговой базы нарастающим итогом по всем суммам доходов работника, включая доходы, с которых налог удерживался по ставке 30 процентов. Врио директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН
17/02/2014
О порядке возврата сумм удержанного НДФЛ в случае приобретения сотрудником организации статуса налогового резидента Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба направляет для сведения письмо Департамента налоговой и таможенно - тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 12.08.2011 № 03-04-08/4-146 по вопросу возврата сумм удержанного налога на доходы физических лиц в связи с изменением налогового статуса сотрудника организации. Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов. Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Д.В.ЕГОРОВ Приложение ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12.08.2011 № 03-04-08/4-146 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу возврата сумм удержанного налога на доходы физических лиц в связи с изменением налогового статуса сотрудника организации и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. В соответствии с п. 1.1 ст. 231 Кодекса, положения которого вступили в силу с 1 января 2011 г., возврат суммы налога на доходы физических лиц налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном ст. 78 Кодекса. Таким образом, в соответствии с п. 1.1 ст. 231 Кодекса в случае приобретения сотрудником организации статуса налогового резидента Российской Федерации возврат суммы налога производится по итогу налогового периода налоговым органом. Вместе с тем, если в течение налогового периода работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть физическое лицо находится в Российской Федерации более 183 дней в текущем налоговом периоде), все суммы вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала налогового периода, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов. В таких случаях работодателям - налоговым агентам следует руководствоваться положениями п. 3 ст. 226 Кодекса, согласно которым исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Таким образом, начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в Российском Федерации в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы налога, удержанные налоговым агентом с его доходов до получения им статуса налогового резидента по ставке 30 процентов, подлежат зачету налоговым агентом при определении налоговой базы нарастающим итогом по всем суммам доходов работника, включая доходы, с которых налог удерживался по ставке 30 процентов. Врио директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН
17/02/2014
Физическое лицо приобретает квартиру, переводит ее в нежилое помещение-магазин, при этом документы оформляются на физическое лицо, данное помещение сдается в аренду и налоги платятся по УСН 6 % с оборота. Через 6 лет помещение продается. Как облагается полученная от продажи сумма дохода - по УСН или НДФЛ, как доход физического лица?
Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос и сообщает следующее. Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности, полученных индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), осуществляется в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Статьей 346.15 Кодекса установлено, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения по УСН учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 главы 25 Кодекса «Налог на прибыль организаций». Согласно статье 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Таким образом доходы индивидуального предпринимателя, полученные от реализации недвижимого имущества признаются доходом от реализации и подлежат налогообложению в соответствии с главой 26.2 Кодекса. Вместе с тем, если физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, получает иные доходы, не связанные с предпринимательской деятельностью, то налогообложение таких доходов осуществляется в соответствии с главой 23 Кодекса «Налог на доходы физических лиц». В соответствии с пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более. Положения данного пункта не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от продажи ценных бумаг, а также на доходы от продажи имущества, непосредственно используемого индивидуальными предпринимателями в предпринимательской деятельности. В рассматриваемой ситуации недвижимое имущество (помещение-магазин) использовалось индивидуальным предпринимателем непосредственно для осуществления предпринимательской деятельности (сдачи в аренду). Учитывая изложенное сумма дохода, полученного налогоплательщиком от продажи указанного имущества, подлежит налогообложению налогом, уплачиваемым при применении УСН.
12/05/2012
О налогообложении сумм компенсации за использование личного имущества работника в интересах работодателя
Письмо ФНС России от 27.01.2010 № МН-17-3/15@ «О направлении письма Минфина России». Вопрос: О налогообложении сумм компенсации за использование личного имущества работника в интересах работодателя Ответ: Федеральная налоговая служба направляет для сведения письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2009 № 03-04-07-01/387 по вопросу налогообложения суммы компенсации за использование личного имущества работника в интересах работодателя. Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов. Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса Н.Е. Мельников Приложение МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 23 декабря 2009 г. N 03-04-07-01/387 Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо о налогообложении доходов физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. В соответствии с п. 3 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. Поскольку гл. 23 Кодекса не содержит норм компенсаций при использовании личного имущества работника в интересах работодателя и не предусматривает порядок их установления, то для целей применения п. 3 ст. 217 Кодекса следует руководствоваться положениями Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс). Статьей 188 Трудового кодекса предусмотрено, что при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. Таким образом, освобождению от налогообложения в соответствии с п. 3 ст. 217 Кодекса подлежат суммы компенсационных выплат, включая возмещение расходов, в связи с использованием личного имущества работника в интересах работодателя в соответствии с соглашением сторон трудового договора. При этом должны иметься документы, подтверждающие принадлежность используемого имущества налогоплательщику, а также расчеты компенсаций и документы, подтверждающие фактическое использование имущества в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели, а также подтверждающие суммы произведенных в этой связи расходов. С учетом вышеизложенного необходимости внесения изменений в ст. 217 Кодекса в части установления норм компенсаций в связи с использованием личного имущества работника в интересах работодателя не имеется, поскольку наличие таких норм может привести к освобождению от налогообложения сумм компенсации в более высоких объемах, чем это должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства в настоящее время. Заместитель Министра финансов Российской Федерации С.Д.ШАТАЛОВ
12/05/2012
физическое лицо за счет собственных средств уплачивает проценты по кредиту, средства которого были направлены на приобретение квартиры. В последствие указанному лицу возмещаются уплаченные им проценты по кредиту за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Имеет ли право физическое лицо включить в состав имущественного налогового вычета уплаченные им проценты по кредиту?
Письмо ФНС России от 03.05.2012 № ЕД-4-3/7432@ «Об имущественном налоговом вычете». Вопрос: физическое лицо за счет собственных средств уплачивает проценты по кредиту, средства которого были направлены на приобретение квартиры. В последствие указанному лицу возмещаются уплаченные им проценты по кредиту за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Имеет ли право физическое лицо включить в состав имущественного налогового вычета уплаченные им проценты по кредиту? Ответ: Федеральная налоговая служба в отношении предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц сообщает следующее. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов, в частности, на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, а также на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Имущественный налоговый вычет, предусмотренный указанным подпунктом, не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них для налогоплательщика производится, в частности, за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Вместе с тем, подпункт 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса не содержит ограничений по получению имущественного налогового вычета в сумме расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них в случаях, если такие расходы возмещаются налогоплательщику из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Таким образом, уплаченные налогоплательщиком проценты по кредиту, возмещаемые ему за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, могут быть включены в состав имущественного налогового вычета. Позиция по данному вопросу согласована с Министерством финансов Российской Федерации. Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов. Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Д.В. Егоров
12/05/2012
Письмо по вопросу предоставления налогоплательщику социального налогового вычета по расходам на оплату обучения брата (сестры) налогоплательщика
Письмо ФНС России от 25.04.2012 № ЕД-4-3/6995@ - по вопросу предоставления налогоплательщику социального налогового вычета по расходам на оплату обучения брата (сестры) налогоплательщика. Вопрос: Письмо по вопросу предоставления налогоплательщику социального налогового вычета по расходам на оплату обучения брата (сестры) налогоплательщика Ответ: Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18.10.2011 № 03-04-08/8-186 о порядке предоставления налогоплательщику социального налогового вычета по расходам на оплату обучения брата (сестры) налогоплательщика. Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов. Приложение: на 2 листах. Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Д.В. Егоров
12/05/2012
О порядке применения статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации
Письмо ФНС России от 18.06.2009 № ШС-17-3/121@ "О направлении для сведения налоговых органов письма Минфина России от 04.06.2009 № 03-04-07-01/190 о порядке применения статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации". Вопрос: О порядке применения статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации Ответ: Федеральная налоговая служба направляет для сведения письмо Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2009 № 03-04-07-01/190 о порядке применения статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации. Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов. Приложение: на 2 листах. Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Н.ШУЛЬГИН Приложение МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 4 июня 2009 г. № 03-04-07-01/190 Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо ФНС России от 26.03.2009 N 3-5-01/309 о порядке применения статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. Перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на доходы физических лиц, установлен в статье 217 Кодекса. В частности, пункт 1 статьи 217 Кодекса устанавливает, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам. То есть в соответствии с данным пунктом статьи 217 Кодекса освобождаются от налогообложения не любые государственные пособия и выплаты, поскольку прямо перечислены виды пособий как исключаемые из освобождаемых, так и освобождаемые от налогообложения. При этом и те, и другие поименованные пособия имеют характер возмещения утраты гражданами источника доходов (временная нетрудоспособность, безработица, беременность и рождение ребенка). Для освобождения от налогообложения некоторых пособий иного вида как, например, отдельных видов компенсационных выплат, социальных пособий малоимущим категориям граждан, средств материнского (семейного) капитала, выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, средств в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях в статье 217 Кодекса предусмотрены специальные нормы, содержащиеся, в частности, в пунктах 3, 8, 34, 36 и 42 статьи 217 Кодекса. Освобождение от налогообложения каких-либо иных видов выплат, прямо не указанных в статье 217 Кодекса и, в частности, в ее пункте 1, возможно только путем дополнения перечня таких освобождаемых от налогообложения доходов. Что касается компенсационных выплат, освобождаемых от налогообложения в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Кодекса, то документальное подтверждение расходов требуется в тех случаях, когда сама компенсация имеет характер возмещения расходов, как, например, компенсации, предусмотренные статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации. К таким компенсационным выплатам относятся, в частности, денежные компенсации педагогическим работникам в целях содействия их обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями. Однако в отдельных случаях такого рода компенсации также не требуют документального подтверждения в целях освобождения от налогообложения. Например, в абзаце десятом пункта 3 статьи 217 Кодекса предусмотрено, что при непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке. Компенсации иного рода, например, компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей, компенсации морального вреда, не связаны с возмещением расходов налогоплательщика и, соответственно, для целей налогообложения не требуют документального подтверждения каких-либо расходов. С.Д.ШАТАЛОВ
12/05/2012
О порядке предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходу физических лиц в случае совершения сделки купли-продажи недвижимого имущества между взаимозависимыми лицами
Письмо ФНС России от 19.04.2012 № ЕД-4-3/6609@ "О направлении для сведения налоговых органов письма Минфина России от 31.01.2012 № 03-04-08/9-12 по вопросу предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходу физических лиц в случае совершения сделки купли-продажи недвижимого имущества между взаимозависимыми лицами". Вопрос: О порядке предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходу физических лиц в случае совершения сделки купли-продажи недвижимого имущества между взаимозависимыми лицами Ответ: Федеральная налоговая служба направляет для сведения письмо Министерства финансов Российской Федерации от 31.01.2012 № 03-04-08/9-12 по вопросу предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходу физических лиц в случае совершения сделки купли-продажи недвижимого имущества между взаимозависимыми лицами. Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов. Приложение: на 2-х листах. Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Д.В. Егоров Приложение ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31.01.2012 № 03-04-08/9-12 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в случае совершения сделки купли-продажи жилой недвижимости между взаимозависимыми лицами и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов, но не более 2 000 000 руб., в частности, на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Согласно абз. 26 пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.) имущественный налоговый вычет, предусмотренный данным подпунктом, не применяется в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со ст. 20 Кодекса. Подпунктом 3 п. 1 ст. 20 Кодекса определено, что взаимозависимыми признаются, в частности, лица, состоящие в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого. Определение понятия близких родственников приведено в ст. 14 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - Семейный кодекс), при этом понятия отношений родства или свойства Семейным кодексом не конкретизированы. Статьей 14 Семейного кодекса установлено, что близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. К понятию "отношения свойства" можно отнести отношения, возникающие в связи с заключением брака между супругами и родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов. Статьей 4 Семейного кодекса, в частности, предусмотрено, что к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Исходя из ст. ст. 1142 - 1145 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) родственниками по отношению к определенному физическому лицу являются: дети, супруг, родители, внуки; полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери, дети полнородных и неполнородных братьев и сестер (племянники и племянницы); полнородные и неполнородные братья и сестры родителей (дяди и тети), двоюродные братья и сестры; прадедушки и прабабушки; дети родных племянников и племянниц (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки); дети двоюродных внуков и внучек (двоюродные правнуки и правнучки), дети двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети); пасынки, падчерицы, отчим, мачеха. Кроме того, лица, признающиеся состоящими в отношениях родства или свойства, перечислены в разд. 11 "Родство, свойство" Общероссийского классификатора информации о населении ОК 018-95, утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 31.07.1995 N 412. Вместе с тем в соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" с 1 января 2012 г. гл. 14 Кодекса дополнена разд. V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании". Согласно пп. 11 п. 2 ст. 105.1 указанного раздела взаимозависимыми лицами признаются физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный. Одновременно внесено изменение в абз. 26 пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, согласно которому взаимозависимость лиц определяется в соответствии со ст. 105.1 Кодекса. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 31.01.2012
12/05/2012
Письмо по вопросу предоставления имущественного налогового вычета в связи с приобретением и продажей квартиры
Письмо ФНС России от 17.04.2012 № ЕД-4-3/6475@ «О предоставлении имущественного налогового вычета». Вопрос: Письмо по вопросу предоставления имущественного налогового вычета в связи с приобретением и продажей квартиры Ответ: Федеральная налоговая служба в связи с поступившими запросами налогоплательщиков и налоговых органов о порядке определения налоговой базы по доходам от продажи квартиры, приобретенной за счет безвозмездной субсидии на основании государственного жилищного сертификата, сообщает следующее. Например, семья приобрела в 2011 году квартиру за счет средств государственного жилищного сертификата в общую долевую собственность по ¼ доли каждому. Владельцем сертификата является мать, а средства, полученные по государственному жилищному сертификату, выданы на всю семью. При этом члены семьи, вписанные в сертификат, лишаются права на получение государственного жилищного сертификата в будущем. В этом же году квартира была продана по цене приобретения. Имеет ли право каждый из членов семьи уменьшить доход от продажи квартиры на сумму расходов по приобретению квартиры, произведенных за счет средств, полученных по государственному жилищному сертификату? В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статья 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщик при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, в частности, в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи квартир, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 рублей. Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного данным подпунктом, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, в том числе в размере сумм, израсходованных на первоначальное приобретение отчуждаемых жилых объектов. Согласно пункту 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в целях реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее – Правила), государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Из положений пунктов 48, 49, 55 Правил следует, что социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке. В договоре банковского счета оговариваются основные условия обслуживания банковского счета, порядок взаимоотношений банка и владельца сертификата, на имя которого открыт банковский счет (далее – распорядитель счета). Распорядитель счета дает банку распоряжение на перечисление средств со своего банковского счета в счет оплаты договора на жилое помещение. Приобретаемое жилое помещение (жилые помещения) оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата. То обстоятельство, что в качестве номинального владельца сертификата в целях открытия счета в банке для зачисления безналичных средств субсидии, предоставляемой семье, и получателя субсидии выступает один из членов семьи, не изменяет того факта, что собственниками средств субсидии являются все ее члены, поименованные в сертификате. Таким образом, налогоплательщики, купившие квартиру за счет средств Государственного жилищного сертификата в общую долевую собственность по ¼ каждому и в последствии продавшие данную квартиру, могут учесть документально подтвержденные расходы, связанные с получением этих доходов, включая средства, полученные по Государственному жилищному сертификату. (Позиция по данному вопросу согласована с Минфином России). Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов. Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Д.В. Егоров
12/05/2012
Письмо по вопросу предоставления имущественного налогового вычета в части расходов, связанных с приобретением земельного участка и строительством на нем жилого дома
Письмо ФНС России от 13.04.2012 № ЕД-4-3/6240@ "Об имущественном налоговом вычете". Вопрос: Письмо по вопросу предоставления имущественного налогового вычета в части расходов, связанных с приобретением земельного участка и строительством на нем жилого дома Ответ: В целях устранения неоднозначных толкований положений подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в отношении предоставления имущественного налогового вычета в части расходов, связанных с приобретением земельного участка и строительством на нем жилого дома, Федеральная налоговая служба сообщает следующее. Федеральным законом от 19.07.2009 № 202-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон) с 01.01.2010 в перечень объектов, в отношении расходов по приобретению либо новому строительству которых может быть предоставлен имущественный налоговый вычет, включены земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства. Также Законом установлено, что при приобретении земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, или доли (долей) в них имущественный налоговый вычет предоставляется после получения налогоплательщиком свидетельства о праве собственности на дом. При этом из письма Минфина России от 13.09.2011 № 03-04-08/4-167 следует, что земельные участки и расположенные на них жилые дома рассматриваются для целей получения имущественного налогового вычета как один объект. Таким образом, с 01.01.2010 Кодекс ставит возникновение у налогоплательщика права на рассматриваемый налоговый вычет в зависимость от момента государственной регистрации права на расположенный на участке жилой дом без предъявления требований к дате получения лицом свидетельства о праве собственности на такой участок (в том числе и до 2010 года). Учитывая, что положения Закона вступают в силу с 01.01.2010, имущественный налоговый вычет по рассматриваемому основанию может быть предоставлен физическому лицу только в случае оформления им в собственность жилого дома после 01.01.2010. При этом момент государственной регистрации права собственности на земельный участок на порядок предоставления имущественного налогового вычета не влияет. Доведите данное разъяснение, согласованное с Минфином России, до нижестоящих налоговых органов. Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Д.В. Егоров
12/05/2012
По вопросу предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц военнослужащим, приобретающим квартиры с применением накопительной - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих
Письмо ФНС России от 05.04.2012 № ЕД-4-3/5716@ «О порядке предоставления имущественного налогового вычета». Вопрос: По вопросу предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц военнослужащим, приобретающим квартиры с применением накопительной - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Ответ: Федеральная налоговая служба направляет для сведения письмо Департамента налоговой и таможенно - тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 26.03.2012 № 03-04-08/7-59 по вопросу предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических военнослужащим, приобретающим квартиры с применением накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов. Приложение: на 2-х листах. Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Д.В. Егоров
* - обязательно для заполнения
Для отправки сообщения введите проверочный код в поле справа. Если проверочный код нечитаем, кликните по нему для замены.