УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ПАТЕНТА
17/02/2014
Может ли ИП, одновременно применяющий ЕНВД и УСН и использующий труд наемных работников, например, только в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается ЕНВД, уменьшить исчисленную сумму налога (авансовых платежей по налогу) на сумму уплаченных в фиксированном размере страховых взносов без применения ограничения в 50 процентов от исчисленной суммы налога (авансовых платежей по налогу)?
Федеральная налоговая служба письмо от 29.05.2013 № ЕД-4-3/9779@ Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 02.04.2013 № 03-11-09/10547 по вопросам уменьшения сумм исчисленного налога на уплаченные страховые взносы в фиксированном размере при одновременном применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков. Приложение: на 3 л. Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса Д.В. Егоров МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 02.04.2013 № 03-11-09/10547 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и сообщает следующее. В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, как производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, так и не производящие указанных выплат. При этом с выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам, страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями по тарифам, установленным статьи 12 Федерального закона № 212-ФЗ. Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ. Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 указанной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию. Таким образом, индивидуальный предприниматель, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, осуществляет уплату страховых взносов с указанных выплат, а также уплачивает страховые взносы за себя в фиксированном размере. В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50 процентов. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 346.21 и пунктом 2.1 статьи 346.32 Кодекса индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере. При этом на указанных индивидуальных предпринимателей ограничение в виде уменьшения суммы исчисленного налога на сумму страховых взносов не более чем на 50 процентов не распространяется. Следует также иметь в виду, что индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход и производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе уменьшить сумму единого налога на вмененный доход, исчисленную за налоговый период, на суммы расходов, указанных в пункте 2 статьи 346.32 Кодекса. При этом с 1 января 2013 г. названные налогоплательщики уменьшать сумму единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных за себя страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере не вправе. Пунктом 7 статьи 346.26 Кодекса установлено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке. Раздельный учет при использовании двух режимов налогообложения должен производиться и по суммам уплачиваемых страховых взносов. В случае невозможности разделения расходов на уплату страховых взносов между видами предпринимательской деятельности распределение сумм страховых взносов производится пропорционально размеру доходов, полученных от соответствующих видов деятельности, в общем объеме доходов от осуществления всех видов предпринимательской деятельности. В связи с этим индивидуальный предприниматель, применяющий одновременно систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенную систему налогообложения и использующий труд наемных работников только в деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на сумму страховых взносов, уплаченных в фиксированном порядке. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН
17/02/2014
В каком порядке исчисляется сумма налога (минимального налога) в случае, если индивидуальный предприниматель применяет два режима налогообложения - УСН и ПСН?
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13.02.2013 № 03-11-09/3758 по вопросам совмещения применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения. Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков. Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса Д.В. Егоров Приложение МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 13.02.2013 № 03-11-09/3758 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросам совмещения применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности сообщает следующее. Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) не содержит запрета на совмещение налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения. В этой связи индивидуальный предприниматель - налогоплательщик упрощенной системы налогообложения вправе в течение календарного года перейти на патентную систему налогообложения по отдельным видам предпринимательской деятельности, в отношении которых она введена законом субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 346.23 Кодекса налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, представляют по итогам налогового периода (календарного года) налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства. Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, не представляется (статья 346.52 Кодекса). Таким образом, если индивидуальный предприниматель - налогоплательщик упрощенной системы налогообложения в течение календарного года переходит на патентную систему налогообложения по отдельному виду предпринимательской деятельности, то есть совмещает два указанных специальных налоговых режима, то он обязан представить налоговую декларацию по упрощенной системе налогообложения, в которой доходы определяются без учета доходов от предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения. В соответствии с пунктом 6 статьи 346.18 Кодекса налогоплательщик упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, уплачивает минимальный налог, сумма которого исчисляется за налоговый период в размере 1 процента от налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 Кодекса. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. В том случае, если индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, и патентную систему налогообложения, то сумма минимального налога исчисляется только от доходов, полученных от предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения без учета доходов от предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН
17/02/2014
О налогообложении доходов физических лиц в рамках программ поощрения потребителей (программ лояльности, бонусных программ и т.д.)
Федеральная налоговая служба направляет для сведения письмо Министерства финансов Российской Федерации от 19.04.2012 № 03-04-08/0-78 о налогообложении доходов физических лиц в рамках программ поощрения потребителей (программ лояльности, бонусных программ и т.д.). Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов. Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Д.В. Егоров Приложение МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 19 апреля 2012 г. N 03-04-08/0-78 Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими вопросами о налогообложении доходов физических лиц в рамках программ поощрения потребителей (программ лояльности, бонусных программ и т.д.) в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. На основании ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса. В соответствии с п. 2 ст. 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата за него организациями товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой. Условиями соответствующих маркетинговых программ, реализуемых банками, может быть предусмотрено получение физическими лицами поощрений в виде товаров (работ, услуг), имущественных прав в обмен на бонусные баллы (зачет в оплату полной или частичной стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав бонусных баллов), возврат физическому лицу части затраченных средств на приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом данные поощрения предоставляются физическим лицам при соблюдении определенных условий, одним из которых выступает оплата покупок с использованием банковских (платежных) карт (совершение физическим лицом расходных операций по оплате банковских услуг). Учитывая, что получаемое вознаграждение не является безвозмездно полученным, предоставление физическим лицам товаров (работ, услуг), имущественных прав, стоимость которых полностью или частично оплачена бонусными баллами, возврат физическому лицу части средств от суммы произведенных операций с использованием банковских (платежных) карт можно рассматривать как скидку, предоставляемую физическим лицам со стоимости услуг банка, которая не приводит к возникновению объекта налогообложения налогом на доходы физических лиц. Таким образом, при получении товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом скидок, эквивалентных сумме бонусных баллов, дохода, подлежащего налогообложению, у физического лица не возникает. Начисляемые за пользование услугами банка бонусные баллы, равные определенному денежному вознаграждению, которые могут быть зачтены в оплату полной или частичной стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, предоставляемых иными организациями - участниками бонусной программы, можно рассматривать как авансовую оплату физическим лицом стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав. В указанных случаях дохода, подлежащего налогообложению, у физического лица также не возникает. Необходимо отметить, что условия начисления и списания бонусов, возврата физическому лицу части израсходованных средств должны иметь характер публичной оферты - размещены на сайте банка и в иных доступных источниках, предусматривать общие условия предоставления вознаграждений, распространяющихся на всех клиентов банка. С.Д.ШАТАЛОВ
11/05/2012
О порядке организации налогового администрирования налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента на присоединяемой к г. Москве территории Московской области?
Письмо ФНС России от 25.04.2012 №ЕД-4-3/6870@. Вопрос: О порядке организации налогового администрирования налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента на присоединяемой к г. Москве территории Московской области? Ответ: Федеральная налоговая служба письмо 24.04.2012 № ЕД-4-3/6870@ Федеральная налоговая служба сообщает, что в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью» с 01.07.2012 изменяются границы между г. Москвой и Московской областью. В результате изменения границы между г. Москвой и Московской областью в состав города Москвы войдут территории 21 муниципального образования Московской области, которые будут подведомственны Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 51 по г. Москве, созданной в соответствии с приказом ФНС России от 19.03.2012 № ММВ-7-4/167. В связи с присоединением к г. Москве муниципальных образований Московской области ФНС России предлагает следующий порядок организации налогового администрирования налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) на основе патента. В соответствии с пунктом 1 статьи 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) индивидуальные предприниматели (далее – ИП), осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 названной статьи Кодекса, вправе перейти на УСН на основе патента. Пунктом 3 указанной статьи Кодекса, установлено, что решение о возможности применения ИП УСН на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами соответствующих субъектов Российской Федерации. Согласно пунктам 4 и 5 статьи 346.25.1 Кодекса документом, удостоверяющим право применения ИП УСН на основе патента, является патент. Патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается срок, на который выдан патент. Патент действует только на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он выдан. Пунктом 9 статьи 346.25.1 Кодекса установлены условия (ограничения по доходам и по численности работников, своевременная оплата одной трети стоимости патента в установленный срок), при нарушении которых ИП теряет право на применение УСН на основе патента. Иных условий прекращения действия патента статьей 346.25.1 Кодекса не предусмотрено. Также положениями Кодекса не предусмотрено проведение перерасчета стоимости выданного ИП патента, а также возможности отзыва (аннулирования) патента на право применения УСН на основе патента. ИП, состоящие на учете по месту жительства или осуществляющие предпринимательскую деятельность на присоединенной к г. Москве территории и получившие до 01.07.2012 в соответствующем налоговом органе Московской области патенты в соответствии с Законом Московской области №122/2008-ОЗ «О применении упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Московской области» могут применять данный режим налогообложения до конца срока действия полученных патентов. Таким образом, патенты, выданные вышеуказанным лицам, действуют после 01.07.2012 одновременно на всей территории г. Москвы и Московской области. При этом, перерасчет стоимости таких патентов в соответствии с законодательством г. Москвы не производится. Поскольку с 01.07.2012 вышеуказанные категории ИП будут состоять на учете в МИ ФНС России № 51 по г. Москве, то стоимость патента, сроки уплаты которой приходятся на вторую половину текущего года, должна уплачиваться в бюджет г. Москвы по реквизитам названой инспекции. По заявлениям на получение патентов, поступившим в МИ ФНС России № 51 по г. Москве после 01.07.2012, данный налоговый орган выдает патенты, стоимость которых рассчитывается исходя из размера потенциально возможного к получению ИП годового дохода, установленного Законом города Москвы от 29.10.2008 № 52 «Об упрощенной системе налогообложения на основе патента». При этом, ИП, состоящим до 01.07.2012 на учете на присоединенной к г. Москве территории по месту жительства или по месту осуществления предпринимательской деятельности, заявления о постановке на учет в качестве ИП, применяющего УСН на основе патента (утверждено приказом ФНС России от 31.12.2008 № ММ-3-6/700@), подавать не нужно. ИП, стоящие на учете на присоединенной к г. Москве территории по месту осуществления предпринимательской деятельности на основе патента и зарегистрированные по месту жительства в г. Москве, заявления на получение патентов после 01.07.2012 подают в налоговый орган по месту их жительства. ФНС России поручает управлениям ФНС России по г. Москве и Московской области довести настоящее письмо до подведомственных налоговых органов для использования в работе и обеспечения информирования ИП всеми доступными средствами о порядке применения УСН на основе патента на присоединенной к г. Москве территории. Управлению ФНС России по Московской области целесообразно организовать информирование персонально каждого налогоплательщика, получившего патент на территории Московской области, присоединяемой к территории г. Москвы, о возможности осуществления предпринимательской деятельности на основе данного патента на территории г. Москвы и Московской области после 01.07.2012 до конца срока его действия. Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Д.В. Егоров
11/05/2012
ИП не оплатил в срок до 25.01.2011 одну треть стоимости патента, полученного на срок с 01.01.2011 по 30.06.2011 для осуществления вида предпринимательской деятельности «копировально-множительные, переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы». Теряет ли он право на применение имеющихся у него патентов, срок действия которых находится в том же календарном периоде? Распространяется ли трехлетние ограничение на применение УСН на основе патента на ИП, который перешел с патентной системы на иной режим налогообложения в связи с истечением срока действия выданного патента.
Письмо ФНС России от 15.06.2011 №ЕД-3-3/2058@. Вопрос: ИП не оплатил в срок до 25.01.2011 одну треть стоимости патента, полученного на срок с 01.01.2011 по 30.06.2011 для осуществления вида предпринимательской деятельности «копировально-множительные, переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы». Теряет ли он право на применение имеющихся у него патентов, срок действия которых находится в том же календарном периоде? Распространяется ли трехлетние ограничение на применение УСН на основе патента на ИП, который перешел с патентной системы на иной режим налогообложения в связи с истечением срока действия выданного патента. Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос и сообщает следующее. В соответствии с пунктом 8 статьи 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели (далее – ИП), перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента (далее – УСН на основе патента), производят оплату одной трети стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. При неоплате (неполной оплате) одной трети стоимости патента в установленный срок, ИП теряет право на применение УСН на основе патента в периоде, на который был выдан патент. В этом случае ИП должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная ИП, не возвращается. ИП, перешедший с УСН на основе патента на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН на основе патента не ранее чем через три года после того, как он утратил право на применение УСН на основе патента (пункт 9 статьи 346.25.1 Кодекса). Исходя из данных норм Кодекса, в ситуации, изложенной в обращении, ИП, не оплативший в срок до 25.01.2011 одну треть стоимости патента, полученного на срок с 01.01.2011 по 30.06.2011 для осуществления вида предпринимательской деятельности «копировально-множительные, переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы», утрачивает право на применение УСН на основе патента, и, следовательно, с 01.01.2011 теряет право на получение других патентов. Кроме того, в связи с утратой права на применение УСН на основе патента, ИП не сможет применять данный режим налогообложения в течение трех лет. Вместе с тем, в случае, если на момент совершения вышеуказанного нарушения у ИП имеются другие патенты, стоимость (часть стоимости) которых налогоплательщик оплатил своевременно, и им соблюденные все остальные условия (ограничение по доходам, по численности работников), установленные статьей 346.25.1 Кодекса, то ИП вправе осуществлять виды предпринимательской деятельности на основе таких патентов до окончания их срока действия. Что касается перехода ИП с УСН на основе патента на иной режим налогообложения в связи с истечением срока действия выданного патента, то в данном случае Кодексом не предусмотрено временных ограничений для приобретения ИП следующего (следующих) патента (патентов). Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Д.В. Егоров
03/10/2011
Возможно ли применять упрощенную систему налогообложения на основе патента (далее - УСН на основе патента) в другом субъекте Российской федерации, если в субъекте Российской Федерации, где зарегистрирован налогоплательщик не введен патент?
Письмо ФНС России от 21.06.2011 № ШС-17-3/443@ Вопрос: Возможно ли применять упрощенную систему налогообложения на основе патента (далее - УСН на основе патента) в другом субъекте Российской федерации, если в субъекте Российской Федерации, где зарегистрирован налогоплательщик не введен патент? Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела Ваше обращение о применении упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее. В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 статьи 346.25.1 Кодекса, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента (далее - УСНО на основе патента). Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями УСНО на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами соответствующих субъектов Российской Федерации. При этом, патент действует только на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он выдан. Пунктом 5 статьи 346.25.1 Кодекса установлено, что налогоплательщик, имеющий патент, вправе подавать заявление на получение другого патента в целях применения УСНО на основе патента на территории другого субъекта Российской Федерации. Таким образом, учитывая, что Кодексом не установлена четкая последовательность получения патентов в случае осуществления предпринимательской деятельности на территории разных субъектов Российской Федерации, налогоплательщик вправе самостоятельно определять как последовательность подачи заявлений на получение патентов между субъектами Российской Федерации, так и субъекты (субъект) Российской Федерации, в которых (котором) налогоплательщик решил воспользоваться правом на применение УСНО на основе патента (в части предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории данного субъекта Российской Федерации). Исходя из изложенного, если индивидуальный предприниматель состоит на учете в субъекте Российской Федерации, где не принят закон о применении УСНО на основе патента и при этом параллельно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации, где принят закон о применении УСНО на основе патента, то налогоплательщик вправе применять УСНО на основе патента на территории другого субъекта Российской Федерации (в части предпринимательской деятельности осуществляемой на территории другого субъекта Российской Федерации).
03/10/2011
Если ИП, находящейся на УСНО на основе патента, (бытовые услуги) нарушил условия применения УСНО на основе патента, вправе ли он перейти на специальный налоговый режим ЕНВД, т.к. его вид деятельности входит в перечень по ЕНВД?
Письмо ФНС России от 24.09.2010 № ШС-37-3/11995@ Вопрос: Если ИП, находящейся на УСНО на основе патента, (бытовые услуги) нарушил условия применения УСНО на основе патента, вправе ли он перейти на специальный налоговый режим ЕНВД, т.к. его вид деятельности входит в перечень по ЕНВД? Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев Ваш о применении упрощенной системы налогообложения, сообщает следующее. Статьей 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что индивидуальные предприниматели, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента. Таким образом, применение упрощенной системы налогообложения носит добровольный характер. Согласно статье 346.26 Кодекса индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.2 Кодекса на упрощенную систему налогообложения на основе патента по видам предпринимательской деятельности, которые по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на уплату единого налога не переводятся (далее – ЕНВД). Исходя из вышеизложенного в случае, когда в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по одному и тому же виду предпринимательской деятельности возможно применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, индивидуальный предприниматель вправе сам выбирать применяемую им систему налогообложения. В соответствии с пунктом 2.2 статьи 346.25.1 Кодекса, в случае, нарушения установленных условий применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан соответствующий патент. Исходя из изложенного, если вид деятельности по которому налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения на основе патента переведен на ЕНВД, то в случае утраты права на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента, специальный налоговый режим в виде ЕНВД для данного вида деятельности является обязательным к применению с начала налогового периода, на который ему был выдан соответствующий патент. Таким образом, налогоплательщик, утративший право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента в субъекте, где принято решение о применении ЕНВД на этот вид деятельности, обязан перейти на уплату ЕНВД в соответствии с пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса с начала налогового периода, на который ему был выдан соответствующий патент. Данная позиция с Минфином России согласована письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 15.09.2010 № 03-11-09/79.
03/10/2011
Кодексом установлено, что индивидуальный предприниматель, нарушивший условия применения УСН на основе патента и утративший право на применение данной системы налогообложения, может вновь начать применять патент, только через три года после такой утраты. Распространяется ли данное правило на индивидуального предпринимателя, если в течение указанных трех лет после утраты вышеуказанного права он прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, подав заявление в налоговый орган, а затем вновь зарегистрировался в качестве ИП?
Письмо ФНС России от 17.06.2010 № ШС-37-3/4394@ Вопрос: Кодексом установлено, что индивидуальный предприниматель, нарушивший условия применения УСН на основе патента и утративший право на применение данной системы налогообложения, может вновь начать применять патент, только через три года после такой утраты. Распространяется ли данное правило на индивидуального предпринимателя, если в течение указанных трех лет после утраты вышеуказанного права он прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, подав заявление в налоговый орган, а затем вновь зарегистрировался в качестве ИП? Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос, сообщает следующее. В соответствии с пунктом 9 статьи 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при нарушении условий применения упрощенной системы налогообложения на основе патента (далее – УСН на основе патента), а также при неоплате (неполной оплате) одной трети стоимости патента в срок, установленный пунктом 8 данной статьи, индивидуальный предприниматель теряет право на УСН на основе патента в периоде, на который был выдан патент. Вновь перейти на УСН на основе патента индивидуальный предприниматель вправе не ранее чем через три года после того, как он утратил право на применение УСН на основе патента. Согласно статье 11 Кодекса индивидуальными предпринимателями в целях налогообложения признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (статья 23 ГК РФ). Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (статья 24 ГК РФ). Таким образом из положений вышеуказанных статей Кодекса и гражданского законодательства следует, что ответственность гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью (индивидуального предпринимателя), лежит на самом гражданине. В этой связи, по мнению ФНС России, новая регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе и получение нового свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (далее также – свидетельство о государственной регистрации) не освобождает данное физическое лицо от последствий нарушения им обязанностей, возложенных на него Кодексом при осуществлении предпринимательской деятельности и применении специального налогового режима в период действия прежнего свидетельства о государственной регистрации. Ответственность за нарушение индивидуальным предпринимателем своих обязанностей, в том числе связанных с налоговыми правоотношениями, лежит на самом физическом лице и не зависит от смены свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Учитывая изложенное, в случае нарушения индивидуальным предпринимателем условий применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, а также при неоплате (неполной оплате) одной трети стоимости патента в срок, установленный пунктом 8 статьи 346.25.1 Кодекса и последующим прекращением им предпринимательской деятельности и новой регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, на данного индивидуального предпринимателя распространяется запрет о невозможности применения им УСН на основе патента до истечения трех лет с момента утраты им права на применение УСН на основе патента. Позиция ФНС России по данному вопросу согласована с Министерством финансов Российской Федерации.
* - обязательно для заполнения
Для отправки сообщения введите проверочный код в поле справа. Если проверочный код нечитаем, кликните по нему для замены.